Форум филологического факультета БГУ им.ак.Петровского

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Старикам тут не место

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

США, 2007 год, 122 мин. Режиссёр: Итан Коэн, Джоэл Коэн. В ролях: Томми Ли Джонс (шериф Эд Том Белл), Роджер Бойс (шериф Эль Пасо), нанявший Уэллса), Стивен Рут (человек, Барри Корбин (Эллис), Тесс Харпер (Лоретта Белл), Гаррет Диллахант (Уэнделл), Келли МакДональд, Вуди Харрелсон, Джош Бролин (Льюэллин Мосс), Хавьер Бардем (Антон Чигур), Бет Грант (мать Карлы Джин)

После целой серии весьма сомнительных достижений Итан и Джоэл Коэны возвращаются к тому поворотному пункту, который некогда определил своеобразие их ни с кем не сравнимого творчества и заставил говорить о них, как об одном из самых ярких феноменов кино 1990-х. Теперь, следуя однажды выбранной им стилистке «Перекрестка Миллера» (1990) и «Фарго» (1996), они добиваются новых высот в этой предельно трезвой, но не лишенной присущего им стеба, экранизации одноименного романа Кормака МакКарти.

Раскаленная добела техасская фактура, измотанные пустошами и зноем герои, сам фильм, достаточно выматывающий по ритму и скупой, реалистичной манере съемок. Но Коэны не были бы самими собой, если бы не пытались в свойственной себе манере расковырять реальность буквально изнутри, сместить точки опоры, подвергнуть сомнению возможность происходящего.

За «сдвиг по фазе» здесь отвечает Антон Чигур, фигура крайне нетипичная в интерьерах техасской глубинки, отдающая легким сюром, намекающая на глубоко запрятанную Коэнами ироничность, несерьезность повествования. Не случайно, Джош Бролин в роли Мосса и Томми Ли Джонс в роли шерифа Белла идеально вписываются в ландшафт, а вот приглашенный на роль Чигура испанец Хавьер Бардем (абсолютно заслуженный «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана) не просто выпирает, но буквально вываливается из декораций; его герой, начиная с нелепой прически и заканчивая каким-то фантасмагорическим способом убийств, фактически рубит на корню весь традиционный реализм. А к финалу братья Коэны и вовсе достигают виртуозности в своем необычном рассказе, внезапно смещая точку зрения с одного героя на другого, оставляя зрителей, по меньшей мере, в восторженном недоумении.

Несколько интересных фактов
Фильм снят по одноименному роману Кормака МакКарти. Это вторая экранизация его произведений; до Коэнов только Билли Боб Торнтон обращался к его прозе, поставив ленту «Все прелестные лошадки» (в российском прокате – «Неукротимые сердца», 2002). Зато после невероятного успеха «Стариков…» ставки МакКарти пошли вверх – в ближайшее время мы увидим, как минимум, еще две экранизации его романов – «Дорога» и «Кровавый меридиан». Первый снимет Джон Хиллкоат, второй – Ридли Скотт.

Братья Коэны пытались сохранить не только дух, но и букву романа – большинство диалогов и монологов в фильме, в частности, финальная речь шерифа Белла, повторяют слово в слово книжные диалоги и монологи.

Название романа – цитата из поэмы У. Б. Йейтса «Плавание в Византию».

Лльюэллина Мосса мог сыграть Хит Леджер. Однако в последний момент актер передумал и решил устроить себе небольшой отдых от съемок.

А вот Джошу Бролину буквально с боем пришлось выбивать для себя роль Мосса. Коэны отказались делать с ним пробы, и тогда Бролин обратился за помощью к Роберту Родригесу, у которого сыграл до этого в фильме «Планета страха» (2007). Родригес взял дорогостоящую цифровую камеру и выступил оператором на пробах Бролина, режиссировал же процессом Квентин Тарантино.

Из-за бюджетных ограничений фильм снимали в основном в Лас-Вегасе. Однако Томми Ли Джонс сумел убедить братьев Коэнов, что некоторые сцены все-таки следует снять в Западном Техасе.

Коэны использовали фотографию 1979 года, на которой был изображен хозяин борделя, чтобы подобрать весьма необычную прическу для Антона Чигура. Сыгравший Чигура Хавьер Бардем, посмотревшись в зеркало, заявил, что точно не сможет прилечь в ближайшие пару месяцев.

Странный баллон с газом, которым Чигур предпочитает пользоваться не реже, чем пистолетом с глушителем, довольно привычный аксессуар в арсенале техасских ковбоев. Такой штукой оглушают животных, прежде чем забить их.

Коэны любят давать ссылки на одного из любимых своих режиссеров – Стэнли Кубрика. Так, в фильме появляется комната в мотеле с номером 114; этот номер неоднократно появлялся и в фильмах Кубрика.

Джоэл и Итан Коэны не только выступили продюсерами, сценаристами и режиссерами фильма, но и сами его смонтировали. Однако в титрах указан их общий псевдоним Родерик Джэйнс.

Девятый по счету фильм Коэнов, снятый оператором Роджером Дикинсом и одиннадцатый по счету, для которого музыку написал композитор Картер Баруэлл.

0

2

А мне фильм активно не понравился! Когда-то в отношении литературы один мудрый человек научил не искать того, чего в книге нет, не приписывать автору свои мысли, свои взгляды на жизнь и пр. Точно так же не пытаться оправдать автора, если кто-то уже назвал его гением))) В общем, я не увидела в фильме ироничности, глубины и финальный монолог, потрясший Америку, меня не потряс (и не открыл ничего удивительного!). Поэтому для меня это тот случай, когда я не поняла, "почему Оскар"!!!

0

3

Так-с, а теперь пытаюсь-ка объясниться...

Фильм "Старикам здесь не место" по стилю немного похож на "Фарго" - его также сняли братья Коэны, только двенадцать лет назад. И там и там - человек, необдуманные и даже откровенно дурацкие действия которого приводят к большой беде и людским жертвам. И там и там - полицейский, который наблюдает за происходящим и принимает в нем определенное участие. Только в "Фарго" полицейским была женщина, находящаяся на пятом месяце беременности, и она много чего могла сделать, а в "Старикам здесь не место" старичок шериф только и может, что брюзжать о старых временах.

Впрочем, новый фильм Коэнов от "Фарго", конечно, сильно отличается. Во-первых, он поставлен по довольно известному роману Кормака Маккарти (сценарий "Фарго" братья писали сами). Во-вторых, если "Фарго" - все-таки чистая криминальная драма, то жанр и формат "Старикам здесь не место" несколько более сложен, чем криминальная драма. Это и драма, и философская притча - способ поразмышлять над тем, куда все-таки катится этот чертов мир. Случайный прохожий обнаружил пару миллионов долларов и пытается с ними сбежать - сюжет, затертый уже до дыр. Но не у Коэнов. Потому что история гонок за чемоданчиком в этом фильме вовсе не первична.

Люэллин и сам ни черта не знает, что будет делать с этими деньгами, он с самого начала прекрасно понимал, что подвергает себя и близких смертельной опасности, но он сделал этот шаг - и теперь ему ничего другого не остается, как просто бежать и спасаться, причем с минимальными шансами на успех.

Антон Чигур, блистательно сыгранный Хавьером Бардемом, уже вошел в историю кинематографа как один из самых ярких и впечатляющих экранных убийц. Чигур - абсолютное зло. Бесстрастное, не боящееся ничего, в том числе и боли, не знающее жалости. Единственное развлечение, которое он себе позволяет, - это игра со случайной жертвой в "орлянку". Намеченные жертвы обречены - у них нет никаких шансов. Но со случайными людьми, которых он нередко убивает, Чигур позволяет себе поиграть: человек сам бросает монетку, определяя таким образом свою дальнейшую судьбу. Сцена в маленьком магазинчике в начале фильма, когда Чигур позволяет бросить монетку продавцу, и снята просто потрясающе, и смотрится с невероятным напряжением.

"Старикам здесь не место" - фильм во многом созерцательный, а не остросюжетный. Нечто подобное Коэны уже демонстрировали в "Перекрестке Миллера" - блистательной криминальной драме, в которой невероятно напряженные сцены перемежались абсолютно созерцательными кадрами.

В "Старикам здесь не место" зрителям предлагается подумать. Но не только над тем, стоит ли в этой жизни совершать поступки, о которых ты жалеешь еще до того, как их совершил, а над тем, куда действительно катится этот мир. Потому что старческое брюзжание шерифа вовсе не ограничивается типичным "раньше трава была зеленее и небо голубее". Он говорит о серьезных и важных вещах: этот мир меняется, причем меняется в худшую сторону. Раньше в школах основную проблему составляли жвачка и списывание. А теперь - наркотики, изнасилования, убийства. Это не трава пожухла, это пожухло общество.

Как ни странно для такого авторского, не сильно мейнстримового и очень глубокого фильма, "Старикам здесь не место" был буквально осыпан всякими кинематографическими наградами. Четыре "Оскара", включая номинацию "Лучший фильм". Два "Золотых глобуса". Три приза Британской академии. Всего 83 награды и 36 номинаций. Ну и 56-е (на данный момент) место на IMDB в списке лучших 250 фильмов всех времен и народов. Значит - что? И зрителей, и академиков зацепило. И очень радостно, что они так высоко оценили именно данный фильм, а не какую-нибудь спецэффектную муру.

Впрочем, если честно, я не могу сказать, что был в диком восторге от этого фильма. (Тем более что мне его пришлось посмотреть в переводе, хотя и приличном.) Скажем так, среди весьма мною любимого творчества братьев Коэнов есть фильмы, которые понравились явно больше, - тот же "Перекресток Миллера", если говорить о подобном стиле этих режиссеров. Но этот фильм - безусловно, целое кинематографическое событие: он очень мощный, очень глубокий, он заставляет о многом подумать и великолепно поставлен и сыгран. Вполне возможно, что он достоин далеко не одного просмотра, похоже, что в первый раз просто не успеваешь ухватить все, о чем Коэны хотели сказать в этом фильме.
__________________________________________________
Оценка по пятибальной шкале - 4

Особо хочу отметить ту самую фразу Антона Чигура, которая запомнилась мне намного больше финальнной речи шерифа: "Не клади в карман эту монетку, это твоя счастливая монетка. А в кармане она смешается с остальными и превратится в обычную монетку. Каковой она и является."

0