США, 2007 год, 122 мин. Режиссёр: Итан Коэн, Джоэл Коэн. В ролях: Томми Ли Джонс (шериф Эд Том Белл), Роджер Бойс (шериф Эль Пасо), нанявший Уэллса), Стивен Рут (человек, Барри Корбин (Эллис), Тесс Харпер (Лоретта Белл), Гаррет Диллахант (Уэнделл), Келли МакДональд, Вуди Харрелсон, Джош Бролин (Льюэллин Мосс), Хавьер Бардем (Антон Чигур), Бет Грант (мать Карлы Джин)
После целой серии весьма сомнительных достижений Итан и Джоэл Коэны возвращаются к тому поворотному пункту, который некогда определил своеобразие их ни с кем не сравнимого творчества и заставил говорить о них, как об одном из самых ярких феноменов кино 1990-х. Теперь, следуя однажды выбранной им стилистке «Перекрестка Миллера» (1990) и «Фарго» (1996), они добиваются новых высот в этой предельно трезвой, но не лишенной присущего им стеба, экранизации одноименного романа Кормака МакКарти.
Раскаленная добела техасская фактура, измотанные пустошами и зноем герои, сам фильм, достаточно выматывающий по ритму и скупой, реалистичной манере съемок. Но Коэны не были бы самими собой, если бы не пытались в свойственной себе манере расковырять реальность буквально изнутри, сместить точки опоры, подвергнуть сомнению возможность происходящего.
За «сдвиг по фазе» здесь отвечает Антон Чигур, фигура крайне нетипичная в интерьерах техасской глубинки, отдающая легким сюром, намекающая на глубоко запрятанную Коэнами ироничность, несерьезность повествования. Не случайно, Джош Бролин в роли Мосса и Томми Ли Джонс в роли шерифа Белла идеально вписываются в ландшафт, а вот приглашенный на роль Чигура испанец Хавьер Бардем (абсолютно заслуженный «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана) не просто выпирает, но буквально вываливается из декораций; его герой, начиная с нелепой прически и заканчивая каким-то фантасмагорическим способом убийств, фактически рубит на корню весь традиционный реализм. А к финалу братья Коэны и вовсе достигают виртуозности в своем необычном рассказе, внезапно смещая точку зрения с одного героя на другого, оставляя зрителей, по меньшей мере, в восторженном недоумении.
Несколько интересных фактов
Фильм снят по одноименному роману Кормака МакКарти. Это вторая экранизация его произведений; до Коэнов только Билли Боб Торнтон обращался к его прозе, поставив ленту «Все прелестные лошадки» (в российском прокате – «Неукротимые сердца», 2002). Зато после невероятного успеха «Стариков…» ставки МакКарти пошли вверх – в ближайшее время мы увидим, как минимум, еще две экранизации его романов – «Дорога» и «Кровавый меридиан». Первый снимет Джон Хиллкоат, второй – Ридли Скотт.
Братья Коэны пытались сохранить не только дух, но и букву романа – большинство диалогов и монологов в фильме, в частности, финальная речь шерифа Белла, повторяют слово в слово книжные диалоги и монологи.
Название романа – цитата из поэмы У. Б. Йейтса «Плавание в Византию».
Лльюэллина Мосса мог сыграть Хит Леджер. Однако в последний момент актер передумал и решил устроить себе небольшой отдых от съемок.
А вот Джошу Бролину буквально с боем пришлось выбивать для себя роль Мосса. Коэны отказались делать с ним пробы, и тогда Бролин обратился за помощью к Роберту Родригесу, у которого сыграл до этого в фильме «Планета страха» (2007). Родригес взял дорогостоящую цифровую камеру и выступил оператором на пробах Бролина, режиссировал же процессом Квентин Тарантино.
Из-за бюджетных ограничений фильм снимали в основном в Лас-Вегасе. Однако Томми Ли Джонс сумел убедить братьев Коэнов, что некоторые сцены все-таки следует снять в Западном Техасе.
Коэны использовали фотографию 1979 года, на которой был изображен хозяин борделя, чтобы подобрать весьма необычную прическу для Антона Чигура. Сыгравший Чигура Хавьер Бардем, посмотревшись в зеркало, заявил, что точно не сможет прилечь в ближайшие пару месяцев.
Странный баллон с газом, которым Чигур предпочитает пользоваться не реже, чем пистолетом с глушителем, довольно привычный аксессуар в арсенале техасских ковбоев. Такой штукой оглушают животных, прежде чем забить их.
Коэны любят давать ссылки на одного из любимых своих режиссеров – Стэнли Кубрика. Так, в фильме появляется комната в мотеле с номером 114; этот номер неоднократно появлялся и в фильмах Кубрика.
Джоэл и Итан Коэны не только выступили продюсерами, сценаристами и режиссерами фильма, но и сами его смонтировали. Однако в титрах указан их общий псевдоним Родерик Джэйнс.
Девятый по счету фильм Коэнов, снятый оператором Роджером Дикинсом и одиннадцатый по счету, для которого музыку написал композитор Картер Баруэлл.